Федерация гребли Калининградской области

 

Агентство по спорту Калининградской области
Спорт и молодежная политика Калининграда
Правительство Калининградской области
Олимпийский комитет России
Сочи 2014
Портал государственных услуг

Трудно назвать точную дату возникновения гребного спорта. Первые упоминания о соревнованиях гребцов есть уже в   античной литературе — римский поэт Вергилий описывает в «Энеиде» состязание боевых гребных кораблей, устроенное Энеем — одним из героев Троянской войны.  В средние века были достаточно распространены цеховые соревнования лодочников.  В Лондоне до настоящего времени разыгрывается приз, учрежденный в 1715 г. для профессиональных гребцов.

В 1718 г. Петр I основывает первый в России яхт-клуб «Невский флот», основной задачей которого было участие в парадах на реке Неве во время праздников.

Правил соревнований в те времена не было, и условия гонок оговаривались каждый раз особо. Гребцы пользовались в соревнованиях своими лодками и старались вносить в них усовершенствования.

В 1830 г. в Англии появились первые лодки с выносными уключинами, что позволило сделать корпус более узким и легким, а судно более быстроходным. Через 25 лет стали применять подвижные сиденья. Теперь при выполнении гребка работали ноги и еще больше увеличилась скорость. Этот период и следует считать началом истории гребли, называемой у нас в стране академической.

Лодки стали изготавливать из более легких материалов. Их тщательно отделывали и обрабатывали поверхность. Появились суда с гладкой, «скифовой» обшивкой.

Вторая половина XIX в. характеризуется увеличением количества гребных клубов и яхт-клубов, культивировавших вместе с парусным спортом и гребной.

Основанный в 1858 г. в Петербурге кружок любителей гребли «Моряк на все руки», переименованный в 1860 г. в «Санкт-Петербургский речной яхт-клуб», разработал первые в России «Правила проведения гребных гонок».

31 июля 1860 г. на Средней Невке клубом были организованы первые официальные соревнования на шлюпках с двумя, тремя и четырьмя гребцами, а в 1864 г.— первые соревнования на академических лодках.

В 1867 г. открывается Московский речной яхт-клуб «Стрелка», сохранившийся до настоящего времени.

Долгое время главными центрами гребного спорта России оставались Петербург и Москва.  Только в 1908 г. был создан Всероссийский союз гребных обществ, объединявший к 1914 г. 24 клуба.  Подавляющее большинство из них было доступно лишь представителям привилегированных слоев общества.

Первый чемпионат России по академической гребле состоялся немного раньше — в 1892 г. Победителем в одиночке стал москвич С. Шустов.

В 1892 г. образовалась   Международная федерация гребных обществ (ФИСА), начавшая с 1893 г. проведение чемпионатов Европы, которые стали в дальнейшем открытыми и для гребцов других континентов.

Основная особенность академической гребли — отсутствие ограничений на конструкцию инвентаря и материалы — была сформулирована в первом же регламенте гонок. Спортсмену разрешалось участвовать в соревнованиях на своей лодке. Никаких требований к лодке не предъявлялось.

Ограничения, направленные на безопасность (скругление краев лопастей весел и конструкция подножек) и против удорожания инвентаря (применение подвижных уключин только в одиночках и ограничение минимального веса лодок), были сделаны только в 1982 г. С 1984 г. применение подвижных уключин, вызвавшее заметное удорожание лодок, снова запрещено.

С большим успехом выступали в соревнованиях неоднократные чемпионы страны  А. Переселенцев (Москва) и  М. Кузик (Петербург). М. Кузик участвовал в Играх V Олимпиады 1912 г. (Стокгольм), где сумел завоевать бронзовую медаль, а  А. Переселенцев стал чемпионом Европы 1913 г. в двойке парной вместе с французским гребцом и в одиночке опередил чемпиона V Олимпиады англичанина У. Киннеара.

Но это были достижения отдельных талантливых и трудолюбивых русских гребцов. Ни о каком массовом развитии гребли в дореволюционной России не могло быть и речи.

Второе рождение академической гребли состоялось при Советской власти. В первую очередь был открыт широкий доступ в клубы всех желающих заниматься этим видом спорта. Стали строиться новые водные станции, расширилась география гребного спорта, начали готовиться кадры квалифицированных специалистов.

Большим событием в истории советского гребного спорта стала Всесоюзная спартакиада 1928 г. Это были первые крупные соревнования, собравшие всех сильнейших советских гребцов. Героем в академической гребле стал ленинградец М. Савримович, победивший в трех классах лодок — на одиночке, двойке и четверке. Традиционное соперничество двух главных гребных центров — Москвы и Ленинграда — принесло победу ленинградцам.

Всесоюзная спартакиада дала мощный импульс дальнейшему развитию гребли в стране. В гребные клубы потянулась  молодежь.  Возросло количество соревнований, и наиболее интересные из них собирали многотысячную аудиторию зрителей.  Академическая гребля завоевывала все большую популярность.

Наиболее известным представителем академической гребли предвоенных лет был многократный чемпион страны, особенно успешно выступавший на одиночке, москвич  А. Долгушин — один из первых заслуженных мастеров спорта. Жизнь А. Долгушина — пример высокой гражданственности. Самобытный спортсмен, сделавший многое для развития советского спорта в мирные дни, с начала Великой Отечественной войны ушел защищать Родину. Партизан А.Долгушин погиб, но имя его навсегда вписано в историю советского спорта.  Приз памяти А. Долгушина ежегодно разыгрывается на московских соревнованиях.

В послевоенные годы в стране начинается новый этап развития академической гребли. С 1945 г. чемпионаты страны проводятся ежегодно. Усилиями советских спортсменов, тренеров, ученых создается новая, отечественная, школа гребли.  У истоков этой школы стояли известные специалисты, сделавшие большой вклад в теорию и практику гребного спорта:  П.Пахомов,  А.Шведов,  А.Шебуев,  И.Демьянов,  П.Сергеев,  А.Смирнов,  П.Санин,  Е.Данюшевский,  И.Поляков,  А.Николаев,  В.СавримовичБ.Бречко,   Р.ВайткевичЕ.Вайткевич и многие другие.

Первая международная встреча советских гребцов состоялась в 1950 г. в Москве с командой Чехословакии.

В 1952 г. Всесоюзная секция академической гребли стала членом ФИСА и советские спортсмены получили право стартовать во всех крупнейших международных состязаниях. Их дебют состоялся на Играх XV Олимпиады в 1952 г. в Хельсинки. Выступление советских гребцов в заливе Мейлахти стало сенсацией Олимпиады-52: 3 советских экипажа из 7 стали обладателями олимпийских наград.

Первым среди советских гребцов олимпийским чемпионом на одиночке стал ленинградец  Ю. Тюкалов.

Олимпийское «серебро» досталось восьмерке «Крыльев Советов» с загребным   В. Крюковым и киевлянам  Г. Жилину и  И. Емчуку, выступавшим на двойке парной. В неофициальном командном первенстве гребцы Советского Союза заняли 2-е место, опередив соперников из 24 стран.

Таким был международный дебют советских гребцов. С того дня, когда Ю. Тюкалов открыл золотой олимпийский счет, установилась славная традиция — с каждой олимпиады советские гребцы возвращались с золотыми наградами.  В общей сложности старты на Олимпийских играх 1952—1980 гг. принесли нашим спортсменам 39 олимпийских наград — 12 золотых, 18 серебряных и 9 бронзовых.

Выступив на восьми олимпийских играх, команда СССР 7 раз входила в тройку сильнейших сборных мира. 19 представителей советского гребного спорта удостоены золотых олимпийских медалей: 1952 г.— Ю. Тюкалов (одиночка); 1956 г.—  В.Иванов (одиночка), Ю. Тюкалов и А. Беркутов (двойка парная); 1960 г. — В.Иванов (одиночка),  В.Борейко и  } О.Голованов (двойка распашная без рулевого); 1964 г.— В. Иванов (одиночка),  О. Тюрин и  Б. Дубровский (двойка парная); 1968 г.—  А. Сасс и   А. Тимошинин (двойка парная); 1972 г.—   Ю. Малышев (одиночка), А. Тимошинин и  Г. Коршиков (двойка парная); 1976 г.—  В. Ешинов,  Н. Иванов,  А. Клепиков,  М. Кузнецов и рулевой  А. Лукьянов (четверка распашная с рулевым) — М. Кузнецов сменил в финальной гонке заболевшего  А. Сему, которому также была вручена золотая медаль; 1980 г. —  Л.Попова (Александрова) и  Е.Хлопцева (двойка парная).

Наибольшего успеха на олимпийских гребных регатах добился москвич В. Иванов, ставший трехкратным чемпионом.

За всю историю (с 1900 г.) выступлений гребцов на олимпийских играх только шести спортсменам удалось завоевать по 3 высшие награды.  Трое сумели  выиграть  три олимпиады подряд в одном классе лодок. Один из них В.Иванов. Двое советских гребцов — Ю. Тюкалов и А. Тимошинин — стали двукратными победителями олимпийских регат.

В 1953 г. советская команда впервые выступила на чемпионате Европы. И сразу же два наших экипажа стали победителями: В. Иванов и  И. Булдаков на двойке распашной без рулевого и восьмерка «Крыльев Советов». На последующих чемпионатах Европы оба эти экипажа еще дважды завоевывали золотые награды.  Наибольшего успеха на европейских регатах добились А. Беркутов и Ю. Тюкалов, которые побеждали на двойке парной 5 лет подряд. Еще одну золотую медаль Ю. Тюкалов завоевал в составе четверки с рулевым.

 В 1954 г. впервые в чемпионате Европы приняли участие женщины. Тогда во всех пяти классах лодок победу одержали наши спортсменки. Этот успех был повторен и на следующем чемпионате 1955 г. С тех пор каждый европейский чемпионат пополнял богатую коллекцию разнообразных наград, завоеванных гребцами Советского Союза.

З.КоротоваЛ.ЗонтоваН.Коробкова по 8 раз побеждали на чемпионатах Европы в разных  экипажах;  Н.Абрамова,  Н.Быстрова,  В.Терехова и  Э.Сергеева по 6 раз становились чемпионками континента;  Т.Столярова,  Г.Константинова,  Н.Шаманова и Г.Путырская – по 5 раз.

Популярность академической гребли в 50-е годы была столь велика, что этот вид спорта был включен в программу  I Спартакиады народов СССР  1956 г.

 А в календаре международных состязаний гребцов в 1962 г. появилось новое соревнование — раз в четыре года вместо открытых чемпионатов Европы стали проводиться чемпионаты мира. Вначале его участниками были только мужчины. Первым среди наших гребцов обладателем золотой медали стал трехкратный олимпийский чемпион В. Иванов.

В программу этого мирового форума гребцов входили гонки в 7 классах лодок. В 6 из них советские экипажи стали призерами. Серебряных наград были удостоены: О. Тюрин и Б. Дубровский (двойка парная),  В. Борейко и О. Голованом (двойка распашная без рулевого) и экипаж восьмерки «Жальгириса» с загребным Р. Вайткевич. Бронзовые медали выиграли В. Смирнов и В. Полковский (двойка распашная с рулевым) и экипаж четверки с рулевым общества «Труд».

Два следующих чемпионата сложились для нас не слишком удачно, хотя и принесли 3 серебряные и 3 бронзовые медали.

В 1973 г. проведение 57-го и последнего чемпионата Европы в Москве совпало с открытием уникального спортивного сооружения — Гребного канала в Крылатском, ставшего ареной Игр XXII Олимпиады 1980 г. Советские гребцы завоевали 5 золотых, 3 серебряные и 2 бронзовые медали.

С 1974 г. чемпионаты мира стали проводиться ежегодно и их программа расширилась — добавились заезды в 6 классах лодок у женщин и четверке парной у мужчин.

Чемпионами мира стали В. Ешинов и Н. Иванов с рулевым А. Лукьяновым (двойка распашная с рулевым),  Г. Ермолаева и   Е. Антонова (двойка парная). Кроме того, наши гребцы завоевали еще 5 серебряных и 3 бронзовые медали.

Год спустя на следующем чемпионате мира (1975 г.) в английском городе Ноттингеме те же В. Ешинов, Н. Иванов, А.Лукьянов,  Г. Ермолаева и Е. Антонова — вновь поднялись на высшую ступень пьедестала почета. Правда, В. Ешинов и Н. Иванов добились успеха в другом классе судов — четверке распашной с рулевым. Вместе с ними выступали их земляки А. Клепиков и А. Сема.

Чемпионат мира 1977 г. принес советской команде 6 призовых мест, а московские студенты   В. Елисеев и  А. Кулагин завоевали золотые медали на двойке распашной без рулевого. Нельзя не сказать еще раз о неутомимом загребном В. Ешинове. На этот раз ленинградец выступал в новом экипаже — восьмерке и немало сделал для завоевания серебряной награды.

Восьмой по счету чемпионат мира состоялся в Новой Зеландии в октябре — ноябре 1978 г. И вновь в числе сильнейших команд мира оказались советские экипажи. Пять наград привезли с озера Карапиро наши гребцы — 2 золотые, 2 серебряные и 1 бронзовую. Чемпионами мира на четверке распашной без рулевого стали бронзовые призеры Монреальской олимпиады   В. Долинин и  Н. Кузнецов, вместе с которыми на этот раз выступали  В. Преображенский и  А. Немтырев. А в состязаниях женских экипажей отличились дебютантки столь крупных соревнований — спортсменки киевского «Локомотива», выступавшие на восьмерке.

Чемпионат мира 1979 г., проходивший на озере Блед в Югославии, собрал всех сильнейших гребцов, желавших помериться силами перед Играми XXII Олимпиады в Москве.

На счету нашей сборной команды 2 золотые медали у женщин — четверка с рулевой (загребная  В. Семенова) и снова восьмерка «Локомотива» (загребная   М. Пазюн).

Мужчины завоевали 2 серебряные — четверка с рулевым (загребной  Ж. Тикмерс), двойка без рулевого (Ю. и  Н. Пименовы) и 1 бронзовую медаль — восьмерка (загребной  И. Майстренко).

Значительного успеха добились советские гребцы на следующем, десятом, чемпионате мира в 1981 г. в Мюнхене. Они завоевали 7 золотых медалей и значительно опередили команду ГДР (4 золотые медали). 32 наших спортсмена стали в этот раз чемпионами мира — в четверке с рулевой, двойке парной, четверке парной и восьмерке женских, двойке без рулевого, четверке без рулевого и восьмерке мужских. Кроме того, были завоеваны 1 серебряная в мужской четверке парной и 2 бронзовые медали — в четверке с рулевым мужской и одиночке женской.

Еще большего успеха добились наши спортсменки на чемпионате мира 1982 г. в швейцарском городе Люцерне. 5 экипажей — четверка с рулевой, двойка парная, одиночка, четверка парная и восьмерка — вернулись на Родину чемпионками мира. Результат мужских экипажей — 2 серебряные и 2 бронзовые медали — на их фоне выглядит значительно скромнее.

Подготовка к предстоящим XXIII Олимпийским играм 1984 г. в Лос-Анджелесе значительно обострила борьбу на чемпионате мира 1983 г., проходившем в гуйсбурге (ФРГ). В спор за медали вмешались гребцы, на предыдущих чемпионатах себя ничем не проявившие.  В этих условиях вновь подтвердили свой высокий класс четверка парная с загребной   Л. Поповой и восьмерка с загребной  Е. Макушкиной, завоевавшие золотые медали. Двойка парная и одиночка женщин, двойка без рулевого, двойка с рулевым и четверка без рулевого мужчин награждены серебряными медалями, а обе четверки с рулевым — мужчины и женщины — бронзовыми.

23 золотые медали завоевали экипажи наших гребцов на 12 чемпионатах мира, 78 спортсменов стали чемпионами мира и награждены 110 личными медалями.

С первых дней подготовки Игр XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе американская администрация взяла курс на их использование в политических целях.

В создавшихся условиях НОК и СССР и ряда других  стран приняли решение не посылать спортсменов на Игры XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе.

 

 




WWW.ROWING39.RU

При использовании материалов сайта гиперссылка на ресурс обязательна!