Федерация гребли Калининградской области

 

Агентство по спорту Калининградской области
Спорт и молодежная политика Калининграда
Правительство Калининградской области
Олимпийский комитет России
Сочи 2014
Портал государственных услуг

1-й этап

I этап - начальное разучивание двигательного действия, образование умения воспроизводить технику действия в общей грубой форме. Задачи этапа:

- создать общее представление о двигательном действии (просмотр с объяснениями кинограмм и кинокольцовок сильнейших гребцов, квалифицированный показ в неподвижном учебном аппарате, бассейне, лодке, гребном тренажере);

- научить частям, фазам техники действия;

- сформировать общий ритм;

- предупредить или устранить ненужные движения и  грубое искажение техники действия.  Причинами грубых ошибок могут быть:

- недостаточное понимание двигательной задачи;

- недостаточная физическая подготовленность;

- недостаточный самоконтроль движений;

- дефект в исполнении предыдущих частей (фаз) действия;

- неблагоприятные условия выполнения действия (неисправность или плохая наладка инвентаря, метеоусловия); 

- боязнь, утомление;

- болевые ощущения.  

Приступая к занятиям, спортсмен должен ознакомиться с лодкой,  веслами и водой.  Знакомство с водой начинается с проверки умения плавать. Первые занятия должны проводиться в гребном бассейне, неподвижном учебном аппарате, гребном тренажере, народной и учебной академической лодках. Народная и учебная академические лодки очень устойчивы, поэтому занятия в них позволяют новичку избавиться от боязни и сразу ощутить уверенность во владении инвентарем; обучение значительно облегчается. Для знакомства с инвентарем спортсмен, сев в лодку и оттолкнувшись от причального плота, опробует лодку и весла. Чтобы убедиться, что форма и размер весла обеспечивают оптимальное загружение лопасти в воду без дополнительных усилий, нужно установить лопасти весел вертикально в воде и делать поочередно каждым веслом гребки, прикладывая только горизонтальное усилие (сначала небольшое) и выпуская рукоятку весла из рук между гребками. Следующее упражнение - несколько непрерывных гребков одной и другой рукой, затем поочередно по одному гребку каждой рукой и несколько полных гребков. Освоив эти движения, можно обучиться табанке: гребец рукоятку загруженного в воду весла отталкивает от себя, лодка при этом движется кормой вперед. Сначала выполняется по несколько гребков каждым веслом, затем поочередно по одному гребку каждым веслом и после этого одновременно обоими веслами. Чтобы выяснить степень остойчивости лодки, гребец должен поочередно накренить ее на левый и правый борт, немного пораскачивать, поднимая и опуская рукоятки весел.  Проделав эти упражнения, гребец ознакомится с инвентарем, будет уверенно и свободно чувствовать себя в лодке во время дальнейшего обучения.  Упражнения следует периодически повторять. Для лучшего понимания гребцом технических требований и исправления ошибок начало занятий целесообразно проводить индивидуально в учебном аппарате, гребном бассейне или гребном тренажере. Здесь гребцу демонстрируют  и объясняют положения звеньев тела, соответствующих различным фазам гребка, переход от одной фазы к другой, общую траекторию и ритм движения.

 

2-й этап

II  этап  - углубленное детализированное разучивание; уточнение двигательного умения; умение частично переходит в навык.  Задачи этапа:

- углубленное понимание закономерностей изучаемого действия;

- уточнение техники действия по ее параметрам (амплитуда, траектория, ритм, контроль);

- совершенствование ритма действия, свободное, слитное выполнение; 

- создание предпосылок вариативности. 

В технических тренировках применяются упражнения, выделяющие отдельные элементы цикла:  захват; конец гребка; укороченный гребок одними руками, с небольшим подъездом, одной спиной; гребля одним веслом и др. Проводятся тренировки и участие в соревнованиях в одиночках и распашных двойках. В распашных лодках спортсмен гребет на обеих сторонах. Совместность работы в команде достигается главным образом за счет зрительного контроля одновременности выполнения всех движений - подъезда, работы корпуса, отведения локтей на гребке, нажима на весла, начала движения корпуса на корму, отпускания рук в захвате. Разучивается техника старта, смена темпа и ритма в условиях соревнований. Старт выполняется следующим образом: из  исходного положения (примерно 3/4 подъезда)  по команде "марш" спортсмен  делает первый гребок, не дотягивая его до конца на 20-25 см, быстро выводит руки и почти одними руками делает второй, очень короткий гребок, затем постепенно увеличивает амплитуду движений, переходя на 5 - 6-ом гребке на полную длину и гоночный ритм.         

 

3-й этап

III  этап - закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия, прочный навык, вариативностьадачи этапа:

- закрепить навык владения техникой действия;

- расширить диапазон вариативности техники действия для целесообразного выполнения его в различных условиях, в том числе при максимальных проявлениях физических качеств;

- завершить индивидуализацию техники действия в соответствии с достигнутой степенью развития индивидуальных особенностей;

- обеспечить в случае необходимости перестройку техники и ее дальнейшее совершенствование.

На фоне увеличивающихся по объему и интенсивности тренировочных занятий уточняется техника выполнения всего цикла и отдельных элементов в различных условиях тренировки и соревнований,

Главным упражнением становится выполнение полного цикла гребка. Участие в соревнованиях закрепляет техническое мастерство спортсмена.

Технические тренировки проводятся на фоне равномерной и переменной работы без снижения интенсивности. Такие тренировки, как правило, должны проводиться в одиночках и двойках с предварительным объяснением задания в неподвижном учебном аппарате.

Задачи обучения, совершенствования навыков  и тренировки неотделимы друг от друга, они решаются совместно, в одно и то же время, при выполнении одних и тех же упражнений. Если отдельные, насыщенные упражнениями, тренировки мы называем техническими, то на остальных спортсмен так же должен постоянно контролировать свои движения.

Научиться грести и добиться совершенства технического мастерства невозможно, используя только лодку. Развитие таких ведущих в гребле физических качеств, как сила и выносливость, корректировка развития различных групп мышц, расширение диапазона двигательных навыков до уровня, обеспечивающего совершенствование технического мастерства и стойкость к сбивающим факторам, достигается только при оптимальном на каждом этапе соотношении средств  общей и  специальной подготовки. В общей подготовке гребца широко применяется  силовая подготовка, которая используется для повышения уровня силовой выносливости, взрывной и максимальной силы. При этом в силовых  упражнениях с отягощением и на  тренажерах должен соблюдаться принцип динамического соответствия, т.е. амплитуда, направление движения и характер изменения усилия максимально приближаются к специализируемому упражнению – гребле, в силовых упражнениях воспроизводятся технические элементы гребка с акцентированной мобилизацией мышечных групп.

Для исправления технических ошибок могут применяться упражнения, но сначала следует устранить причины возникновения этих ошибок.

Для исправления ошибок, вызванных недостаточным развитием отдельных групп мышц, а также для корректировки динамического стереотипа на этапе совершенствования спортивного мастерства рекомендуется применять метод переноса двигательного навыка, для чего в первой части занятия или в первой из двух тренировок должны использоваться специализированные тренажеры и отягощения в тех движениях, которые требуют корректировки.

При недостаточной силе ног, что приводит к запрокидыванию корпуса на гребке, могут использоваться  тренажеры для развития силы ног как отдельные, так и в  тренажере «Геркулес», а также приседания со штангой на плечах.

При недостаточной силе спины (вызывает прострел банки) применяются упражнения: отрыв штанги от пола, орлиные махи с грузом в руках, а также гребля в народной лодке и работа спиной на тренажере.

При недостаточной силе рук, плечевого пояса или широчайших мышц спины, выполняются упражнения:  тяга штанги, лежа на доске и работа руками на блочных тренажерах.

Изменение положения троса на  тренажере «Улитка» вместе с перемещением полозков позволит акцентировать усилие в начале или конце гребка, что дает возможность корректировать динамический стереотип техники спортсмена.

Оснащение гребных тренажеров электронно-измерительной аппаратурой с осциллографом, демонстрирующим характер изменения усилия на гребке, позволит еще более оперативно совершенствовать техническое мастерство спортсмена.

Упражнения целесообразно также применять для снятия монотонности при тренировке спортсменов, плохо переносящих такие нагрузки.

 

 




WWW.ROWING39.RU

При использовании материалов сайта гиперссылка на ресурс обязательна!