|
‹‹‹ назад Работа
детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства и училищ
олимпийского резерва строится на основе нормативных документов Министерства
физкультуры, спорта и туризма России регламентирующих работу спортивных школ
с учетом многолетнего передового опыта подготовки квалифицированных
спортсменов, спортивно-массовой и оздоровительной работы с населением и
результатов научных исследований. Одним
из таких документов является программа, в которой предложены детализация
планирования многолетнего учебно-тренировочного процесса, основные задачи по
годам и этапам подготовки, построения и задачи по этапам годичного цикла,
соотношение основных тренировочных средств, их объем и интенсивность по
годам, этапам и неделям, задачи ДЮСШ, содержание типовых тренировочных
занятий, контрольные и переводные нормативы, система медико-биологического
обеспечения и схема календарных планов соревнований по возрастным группам. Программа
предназначена для организации и управления учебно-тренировочным процессом в
отделениях академической гребли ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. Весь учебный материал в
программе излагается по следующим группам: начальной подготовки,
учебно-тренировочным, спортивного совершенствования и высшего спортивного
мастерства, что дает возможность тренерам выдерживать единое направление в
учебно-тренировочном процессе – от групп начальной подготовки до групп
высшего спортивного мастерства. Задачи
ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, МЦОП и УОР определены соответствующими положениями о них: -осуществлять
физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и
подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое
развитее; -вести работу по
привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой и
спортом, оказывать всестороннюю помощь общеобразовательным школам в
организации методической и спортивно-массовой работы по культивируемым в ДЮСШ
видам спорта; -выявлять в процессе
систематических занятий способных детей и подростков для привлечения их к
специализированным занятиям спортом в училищах олимпийского резерва и
специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, ШВСМ; -обеспечивать приобретение
учащимися минимума знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а
также овладение теоретическими основами и элементарными приемами
оценки своего состояния. Основным
показателем работы ДЮСШ является количество учащихся, поступивших по
конкурсу в УОР, СДЮШОР, ШВСМ. Основной
задачей СДЮШОР является подготовка спортсменов высокой квалификации,
способных пополнить составы кандидатов в сборные команды страны, республики. Основной
задачей ШВСМ является подготовка кандидатов в сборные команды и мастеров
спорта международного класса. ШВСМ координирует и осуществляет методическое
руководство работой тренерско-преподавательского состава ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ. Основная
задача межведомственных центров олимпийской подготовки (МЦОП) – подготовка
высококвалифицированных спортсменов, способных в течение олимпийского цикла
войти в состав кандидатов в сборную команду страны и достичь уровня
результатов международного класса. ОРГАНИЗАЦИЯ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ Учебный
план предусматривает ежегодное увеличение объемов и интенсивности
тренировочных нагрузок на основе общих закономерностей развития физических
качеств и спортивного совершенствования и является многолетним планом
подготовки спортсмена от новичка до мастера спорта. Количество учебных часов в
год планируется из расчета 46 недель учебно-тренировочной работы, 6 недель
активного отдыха и включает теоретические и практические занятия, сдачу
контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторскую и судейскую
практику. Основной
формой проведения учебно-тренировочных занятий является урок. Кроме того,
учащиеся выполняют индивидуальные задания тренера по совершенствованию
техники гребли и развитию необходимых физических качеств. Учебно-тренировочная работа
ведется на основе поурочной программы, плана подготовки и расписания занятий.
Для учащихся групп спортивного совершенствования и высшего спортивного
мастерства разрабатываются индивидуальные планы подготовки, в которых
уточняются объемы и интенсивность тренировочных нагрузок, и этапные
контрольные показатели подготовленности (из переводных нормативов). В годы
подготовки к наиболее ответственным в биографии спортсмена соревнованиям для
достижения более высокого спортивного результата индивидуальным планом может
быть предусмотрена волнообразность распределения тренировочных нагрузок.
Пример такого распределения дан в Приложении № 4 для 3-го года обучения групп
спортивного совершенствования. Учет
объема и интенсивности учебно-тренировочной работы по неделям ведут
тренер-преподаватель в журнале группы и спортсмен в дневнике, в которых
отражается выполнение учебно-тренировочной работы по всем запланированным
параметрам. Высокие
объемы тренировочных нагрузок требуют строгого учета и постоянного анализа
объема и интенсивности проделанной работы и четкой организации врачебного
контроля. Медицинское обследование проводится в соответствии с приказом
Минздрава СССР № 1672 от 29.12.85г. Наполняемость
учебных групп и режим учебно-тренировочной работы спортивных школ по
академической гребле осуществляется на основании действующего положения о
ДЮСШ и СДЮШОР. Установленная в положении недельная учебно-тренировочная
нагрузка является максимальной и выполняется только при условии оптимальной
организации восстановительного процесса. КОМПЛЕКТОВАНИЕ
ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП Один
из главных факторов, обеспечивающих качество работы тренеров и школы –
организация отбора юных спортсменов и комплектование групп. Группы
начальной подготовки комплектуются из числа учащихся общеобразовательных
школ, желающих заниматься спортом и не имеющих отклонений в состоянии
здоровья. Контрольные нормативы не устанавливаются, за исключением норматива
по плаванию, необходимого для обеспечения безопасности занятий, и переводных
нормативов для 3-го года обучения. Зачисление
учащихся в учебно-тренировочные группы и перевод из группы в группу и по
годам обучения производится на основании решения тренерского совета при
выполнении контрольных и переводных нормативов по сумме баллов за все группы
упражнений для данного года обучения. Академическая
гребля - командный вид спорта и в тренировке участвует сразу насколько
человек – тренировочная группа. Для рациональной организации и управления
подготовкой таких групп целесообразно, чтобы в них находились спортсмены
равные по состоянию и уровню подготовки. Основными
критериями для комплектования таких групп являются: 1. Возраст и уровень
физического развития, 2. Спортивный стаж и
квалификация, 3. Уровень и содержание
тренировочных нагрузок в предыдущем году, 4. Антропометрические
данные. В
работе с группой очень важно также учитывать тип нервной деятельности
спортсменов. Это поможет как в индивидуализации тренировочных нагрузок, так и
в комплектовании экипажа. Следует
учитывать такие характеристики, как: -лидер, скрытый лидер,
ведомый; -монотонофильный,
монотонофобный; -экстраверт, интраверт; -стремление к успеху,
боязнь неудачи; -целеустремленность и
настойчивость, неуверенность; -мотивация и
коммуникабельность. Их
знание в значительной степени поможет скомплектовать экипаж на тренировку и оптимально
спланировать тренировочное занятие. |
|
WWW.ROWING39.RU При использовании материалов сайта гиперссылка на ресурс
обязательна! |
||
|