|
Для
решения поставленных задач в тренировке гребца широко применяются
средства общей подготовки (ОП) и специальной подготовки (СП). К
средствам общей подготовки относятся упражнения, направленные на повышение
уровня функциональной подготовленности, воспитание выносливости, силы,
расширения диапазона двигательных навыков и совершенствование
технического мастерства методом переноса двигательных действий, и могут
выполняться как упражнения из вспомогательных видов спорта, упражнения
на тренажерах, общеразвивающие
упражнения с отягощениями и без них. Средствами специальной
подготовки являются упражнения, направленные на повышение уровня общей и
специальной выносливости, силовой и скоростной выносливости и
совершенствование технического мастерства и выполняются в основной или
вспомогательной лодке, гребном бассейне и на гребном тренажере. В
процессе занятий задача технической, физической,
тактической и в значительной степени психической подготовки решаются
средствами специальной подготовки – гребля в спортивной
лодке, причем направленность упражнений зависит от сочетания компонентов
тренировочной нагрузки и применяемого метода. Применяемые в тренировке
гребцов методы подразделяются на две группы: непрерывные – равномерный и
переменный; прерывистые – интервальный, повторный, контрольный и
соревновательный. Равномерный
метод – характеризуется сохранением продолжительное время (не менее 40 мин.)
темпа и ритма гребли, величины усилий и амплитуды движений. Скорость
передвижения составляет 60-80% от максимальной, пульс – в пределах аэробной
зоны. Метод способствует развитию аэробной
производительности организма, дает стойкие функциональные сдвиги и
стабилизирует двигательные навыки. Недостаток метода – монотонность. Переменный
метод – характеризуется непрерывной работой с плавной сменой темпа, ритма,
величины усилий и амплитуды движений. Диапазон скоростей –
от умеренного до субмаксимального, пульс – до 170
ударов в мин. Метод способствует расширению диапазона двигательных навыков и
его вариативности, скоростных возможностей, развитию быстроты, силы и
выносливости. Преимущество метода в отсутствии монотонности и
универсальности. Изменение сочетания компонентов (длина ускорений, скорость,
продолжительность снижений скорости) позволяют решать различные задачи:
комплексное развитие физических качеств, совершенствование техники гребли. Интервальный метод –
характеризуется четкой регламентацией всех параметров тренировки: общей
продолжительности, количества и продолжительности интенсивной гребли и продолжительности
интервалов между интенсивными отрезками. Ускорения
выполняются со скоростью около 90% от максимальной с достижением к концу
отрезка пульса 170-180 ударов в мин., а следующее ускорение начиналось при
снижении пульса до 120-130 уд/мин. Если пульс не восстанавливается
интенсивность на ускорении должна быть снижена. Время между
ускорением заполняется греблей малой интенсивности (зона I ). Метод способствует комплексному развитию специальной и
скоростной выносливости. Интервальная тренировка является преимущественно
тренировкой сердца, т.к. характер восстановления сразу после окончания
интенсивного отрезка, если пульс не превышал 170-180 уд/мин., способствует
увеличению ударного объема сердца. Метод способствует быстрому
достижению пика спортивной формы, но и утрачивается она также быстро. Повторный
метод – характеризуется повторным прохождением мерного отрезка дистанции
после полного восстановления и возвращения на старт. Скорость на отрезках в
зависимости от их длины и задач тренировки может быть от дистанционной до максимальной. Пульс может возрастать до 190-200 уд/мин.
Метод способствует развитию скоростных возможностей (при прохождении коротких
отрезков), скоростной выносливости (при прохождении средних и длинных
отрезков), специальной выносливости (соревновательной) и воспитанию
психической устойчивости. Гребля на средних отрезках с субмаксимальной скоростью способствует образованию
кислородного долга, близким к максимальному, что, в
свою очередь, оказывает значительное воздействие на другие подсистемы –
мышечную, вегетативную, эндокринную. Особенно большое влияние испытывают
надпочечники, которые выделяют в кровь гормоны, обеспечивающие
функционирование организма при скоростной работе в условиях кислородного
долга. Метод способствует увеличению энергетических ресурсов в мышцах –
креатинфосфорной и аденозинфосфорной кислот, калия, фосфора. Значительно
возрастает запас гликогена. Одновременно повторная тренировка способствует экономизации расходования энергозапасов,
а также устойчивости мышц к недостатку калия. Коренное отличие
повторного метода от других в том, что если все предыдущие методы
воздействуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, то повторная
тренировка в первую очередь совершенствует мышечный обмен. При этом возрастает
мышечный потенциал и способность мышц работать при низком содержании
кислорода. Повторные тренировки обычно завершают подготовку к
соревнованиям. Недостатком метода является то, что при продолжительном
его применении исчерпываются энергетические ресурсы и наступает
перетренировка. Контрольный и соревновательный метод заключается в
контрольном прохождении дистанции на очередной тренировке или официальных
соревнованиях. Метод позволяет спортсмену научиться оптимально
распределять силы на дистанции, приобрести уверенность и закалить бойцовские
качества. По содержанию тренировка повторяет участие в
соревнованиях: разминка, подъем на старт, прохождение дистанции и
заминка. Интенсивность
тренировочных занятий Интенсивность
тренировочных упражнений классифицируется по зонам аэробного, анаэробного и
смешанного энергообмена, имеющим определенную
тренировочную направленность и биоэнергетические показатели: I - пульс до 140 уд/мин - малоинтенсивная работа, применяется во время технических
и восстановительных тренировок, во время разминки и заминки. Время не
ограничивается. II - пульс 140-160 уд/мин -
аэробная работа, нижняя граница зоны соответствует достижению максимального
ударного объема сердце» верхняя - порогу анаэробного обмена. Пульс верхней
границы в процессе тренировки может достигать 170 уд/мин. Более
точно верхняя граница определяется уровнем молочной кислоты в крови (лактата), который не должен превышать 4,0 ммоль/л. Упражнения аэробной
направленности называют тренировками основной выносливости. К ним относятся
непрерывный бег, непрерывная гребля в темпе 22-25 гр/мин или непрерывное выполнение какого-либо
упражнения не менее 40 мин. III - пульс 160-180 уд/мин
- смешанная аэробно-анаэробная работа, нижняя
граница зоны соответствует достижению порога анаэробного обмена, верхняя -
уровню максимального потребления кислорода (МПК). Уровень лактата
в крови от 4,0 до 8,0 ммоль/л.
В
упражнениях III зоны аэробный компонент энергообеспечения является основным.
Упражнения выполняются в виде серий временных (от 3 до 20 мин.) отрезков
интенсивной работы с интервалами (от 5 до 15 мин.) работы меньшей
интенсивности (I зона). Для записи комбинаций упражнений используется
следующая форма. В
тренировках III зоны применяются комбинации упражнений. IV - пульс 180-190 уд/мин,
- смешанная анаэробно-аэробная работа, нижняя граница зоны соответствует
достижению максимального потребления кислорода, а верхняя - достижению
максимального кислородного долга. Уровень лактата в
крови от 8,0 до 12,0 ммоль/л. В
упражнениях IV зоны основным является анаэробный компонент энергообеспечения.
В связи с образованием большого кислородного долга доля этих упражнений
должна составлять не более 2-4%. Упражнения применяются для
развития скоростной выносливости в следующих комбинациях. V - алактатная
работа применяется для развития быстроты и контроля техники,
продолжительность упражнений в этой зоне не должна превышать 30 с, темп -
предельный, интервал отдыха - до полной готовности к повторению
упражнения. Одна из комбинаций упражнения. Содержание
упражнений, направленных на развитие общей и специальной выносливости, дано
непосредственно в пункте 4 планов типовых уроков поурочной программы для
спортивных школ и училищ олимпийского резерва. Периодизация
и соотношение средств подготовки в годичном цикле и многолетнем тренировочном
процессе. Многолетняя
целенаправленная подготовка гребца от новичка до мастера строится как единый
процесс, в котором могут быть выделены четыре относительно самостоятельных
этапа: - этап начальной подготовки, - этап углубленной спортивной
специализации, - этап спортивного совершенствования, - этап высшего
спортивного мастерства. Каждый из этих этапов имеет различные задачи,
основывающиеся на общих закономерностях развития физических качеств и
спортивного совершенствования и направленные на достижение одной главной цели
- высшего спортивного мастерства. Поскольку продолжительность
заинтересованных занятий в гребном спорте составляют 6-7 лет и желательно чтобы эта заинтересованность не закончилась
раньше начала периода достижения наивысших спортивных результатов – 21-22 лет
– этап углубленной спортивной специализации должен начинаться не раньше 14-15
лет. Предшествующая подготовка должна носить базовый и ознакомительный
характер. Планируя подготовку опережающих в развитии свой возраст
спортсменов (акселератов) необходимо не допускать форсированной
подготовки. В подготовке начинающего гребца, главным образом общеподготовительными средствами, закладываются
основы спортивной работоспособности, вырабатывается широкий двигательный
диапазон, осваиваются большие тренировочные объемы, изучаются и закрепляются
основы техники гребли, накапливается тактический опыт, развивается интеллект
спортсмена. Спортсмен только знакомится с видом спорта. Объем специальной
подготовки в этот период не превышает 25-30% от общего объема тренировочных
занятий. Тренировки проводятся в основном комбинированные, небольшой
интенсивности и продолжительностью от 1,5 до 2 часов. В тренировку по общей
подготовке входят: бег, передвижение на лыжах, плавание, игры, общеразвивающие упражнения без предметов, в парах, с
собственным весом и с небольшими отягощениями. Умение плавать для гребца
является обязательным, так как это связано с безопасностью тренировочных
занятий. Тренировки по специальной подготовке небольшой интенсивности должны
проводиться, главным образом, в одиночках и двойках и быть направлены на
обучение основам техники гребли. Много внимания следует уделять работе в неподвижном
учебном аппарате и гребле в распашных лодках на обеих сторонах. Очень
эффективным средством начального обучения, а также силовой подготовки
является народная гребля. Интенсивность и объем тренировок постепенно
возрастают, увеличивается также количество соревнований, в которых спортсмен
совершенствует свое техническое и тактическое мастерство, вырабатывает
стойкость к сбивающим факторам. Период достижения наивысших спортивных
результатов, начинающийся в академической гребле (за небольшим исключением) с
21-22 лет, характеризуется интенсификацией тренировочных нагрузок при
сравнительно небольшом увеличении их объемов, изменением соотношения средств
общей и специальной физической подготовки в пользу последней, доведением до
совершенства технического и тактического мастерства. Специальная подготовка
для групп высшего спортивного мастерства составляет около 70%, а иногда и
больше от общего объема тренировочных нагрузок. При планировании
тренировочных нагрузок и соотношений средств общей и специальной подготовки и
проведении тренировочных занятий необходимо учитывать следующее: - спортсмен
добивается более высокого и надежного прироста достижений, если в первую
очередь увеличиваются объемы тренировок, а интенсивность повышается
сравнительно осторожно. Оптимальное увеличение годового объема тренировочных
нагрузок составляет 12-13 % и не должно превышать 20 %; - ступенчатое
увеличение нагрузок более эффективно для повышения тренированности, чем
постепенное. Это связано с необходимостью приспособления организма к новому
уровню нагрузки; - общая подготовка не должна исключаться в соревновательном
периоде, так как в этом случае выработанные в подготовительном периоде
необходимые для гребца физические качества частично утрачиваются; - в
юношеском возрасте и у начинающих спортсменов даже неспециализированные
тренировочные нагрузки приводят к росту спортивного результата; - наивысшие
показатели в одном из физических качеств могут быть достигнуты лишь при
определенном уровне остальных, т.е. воспитание физических качеств должно
обеспечивать их гармоническое развитие в необходимом соотношении. Общее
физическое развитие является основой для повышения уровня функциональных
возможностей и технического мастерства спортсмена, на них базируется
его спортивный результат. Структура
недельного микроцикла Обобщение
опыта работы и результатов исследований совместного воздействия
различных по направленности тренировочных нагрузок (диктует следующее
построение недельных микроциклов по этапам и периодам годичного цикла
подготовки. При тренировочной нагрузке 15 и более часов в неделю
в условиях учебно-тренировочного сбора или летнего лагеря возникает
необходимость проведения 2-х и З-разовых занятий в
день, а в группах высшего спортивного мастерства одно из трех занятий может
быть даже сдвоенным, т.е. две тренировки с паузой около 45 мин. для питания и
отдыха. В этих случаях
целесообразно, чтобы направленность занятий одного дня была сходной и
соответствовала предложенной выше структуре недельного микроцикла или при
высоких нагрузках первых тренировок следующие были восстановительного
характера. В соревновательном периоде в недельном цикле, предшествующем
основным соревнованиям, объемы тренировочных нагрузок должны быть снижены за
2-3 дня, в главным - за
7-10 дней в зависимости от состояния и уровня готовности спортсмена. К этому
необходимо добавить, что запланированный объем тренировочных нагрузок должен
быть выполнен, даже если по каким-либо причинам невозможно распределить тренировочные
занятия в соответствии с предложенной схемой. |
|
WWW.ROWING39.RU При использовании материалов сайта гиперссылка на ресурс
обязательна! |
||
|